Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Ассоциация
«Союз работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан»

официальный сайт

Официально

Информация для населения

Прогноз погоды

Ветер: , м/сек.
Давление: мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход:

Создание резерва по сомнительным долгам организации ЖКС: обязанность, а не право

  • 20 сентября 2012

       Минфин России, внеся поправки в Положение по ведению бухгалтерского учета Приказом от 24.12.2010 №186н, обязал с этого года создавать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам. Напомним, что прежде организации жилищно-коммунальной сферы могли самостоятельно решать, формировать резерв или нет. В связи с существующей проблемой несвоевременной оплаты потребителями услуг, оказываемых отраслевыми организациями, данный вопрос является актуальным, особенно в преддверии отчетного периода за первый квартал. В данной статье мы рассмотрим особенности создания и расходования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете.
         Бухгалтерский учет резерва по сомнительным долгам
      В случае если в бухгалтерской учетной политике на 2011 год не закреплен порядок формирования резерва сомнительных долгов, необходимо внести изменения в документ в момент опубликования Приказа Минфина России от 24.12.2010 №186н. Оформить это нужно с помощью приказа о внесении изменений в учетную политику, в котором необходимо прописать порядок формирования, периодичность, величину создаваемого резерва по сомнительным долгам, а также формирование данного резерва в налоговом учете.
        Какая задолженность считается сомнительной?
       Сомнительной считается дебиторская задолженность юридических и физических лиц, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (абз.2 п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета; п.1 ст.266 НК РФ). При соблюдении этих условий долг является сомнительным, причем не имеет значения, были ли приняты какие-то меры по его взысканию или нет.
      Если в договоре не указан срок исполнения обязательств, по мнению налоговых органов, в таком случае задолженность вообще не может быть включена в состав резервируемой. Тем не менее, при просрочке оплаты товара (работы, услуги) после его передачи покупателю такую задолженность можно отнести к сомнительной. Ведь данный срок можно определить на основании закона, иных правовых актов, обычаев делового оборота, других условий или существа обязательства (п.2 ст.314, п.1 ст.486 ГК РФ). Такие выводы подтверждает и судебная практика (Постановления ФАС Поволжского округа от 08.05.2008 № А12-10217/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2009 № А32-15410/2008-59/155, от 12.03.2007 №Ф08-161/2007-424А). 
       Следует внимательно отнестись и к условию о том, что сомнительная дебиторская задолженность не должна быть обеспечена гарантиями. В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Однако наличие в договоре условия о выплате неустойки еще не означает, что обязательство как по погашению основной задолженности по договору поставки, так и по выплате должником установленной договором неустойки будет исполнено. Поэтому если кредитор оценивает платежеспособность должника как очень низкую (например, должник находится в процессе процедуры банкротства), то наличие такой гарантии в договоре, как условие о неустойке, не должно быть причиной для исключения задолженности из состава сомнительных долгов, по которым будет создан соответствующий резерв. Подобная точка зрения подтверждается в п.1 Письма УМНС по г. Москве от 11.05.2001 № 03-12/20862.

      Учесть задолженность в резерве можно, даже если есть взаимозависимость с должником (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2010 № КА-А40/8149-10, ФАС Уральского округа от 07.07.2009 №Ф09-4588/09-С3). 
        В Письме от 26.07.2006 № 03-03-04/1/612 отметил, что не образуется резерв на суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, поскольку они признаются безнадежными долгами на основании п.2ст.266 Налогового Кодекса РФ.

      Порядок формирования резерва по сомнительным долгам. Поскольку в бухгалтерском учете нет строгих правил формирования резерва по сомнительным долгам, их необходимо прописать в учетной политике предприятия.

        При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:
        1) Резерв может быть сформирован и с учетом задолженности, не связанной напрямую с реализацией ЖКУ (например, по авансам, выданным поставщикам)
      2) Резерв создается отраслевой организацией на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
       Для оформления результатов инвентаризации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Инвентаризация дебиторской задолженности проводится на последний день отчетного (налогового) периода на основании приказа о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 и оформляется актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 и справкой (приложение к форме № ИНВ-17).
     Хотелось бы обратить особое внимание на документальное подтверждение сумм дебиторской задолженности. Целесообразно иметь комплект документов по каждому дебитору, подтверждающий сумму и дату образования задолженности. Можно сформировать отдельную папку, где будут храниться заверенные копии документов (договоров, накладных, платежных поручений, актов сверок с дебиторами и т.д.), со ссылкой на место, где хранятся оригиналы документов, поскольку налоговые органы уделяют пристальное внимание документам, подтверждающим суммы дебиторской задолженности.
      3) Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
      В Письме Минфина России от 29.01.2009 № 07-02-18/01 подчеркнуто, что при принятии решения об отнесении суммы дебиторской задолженности в состав сомнительной с целью формирования по ней резерва необходимо помимо выполнения условий об отсутствии погашения в предусмотренные договором сроки и необеспеченность гарантиями, но и оценка кредитором реальной вероятности оплаты или неоплаты каждой конкретной просроченной задолженности в течение 12 месяцев после отчетной даты. Если вероятность оплаты по данному контрагенту высока, резерв по этому долгу создавать не следует (нельзя рассматривать его как сомнительный долг).
      Конкретный порядок оценки финансового состояния (платежеспособности) должника и вероятности погашения долга нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлен.
      Анализ норм бухгалтерского учета, позволяет сделать вывод о том, что отраслевая организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц. Формирование (пересмотр) резерва целесообразно осуществлять на даты формирования промежуточной квартальной отчетности, совпадающие с отчетными периодами по налогу на прибыль. Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.
      Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам также целесообразно отразить в учетной политике.
      В зависимости от оценки вероятности погашения долга и финансового состояния должника резерв может быть создан как в общей сумме, так и на часть задолженности (например, 70, 50% от долга). Если предприятие планирует формировать резерв в соответствии с требованиями налогового учета, достаточно предусмотреть формулировку: «Предприятие формирует резерв по сомнительным долгам в соответствии со ст.266 НК РФ». Согласно п.7 ПБУ 1/2008, когда предприятие намерено формировать резерв по иным правилам, порядок его формирования подлежит подробному раскрытию в учетной политике.
      Если правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете будут различными, в бухгалтерском учете будут возникать отложенные налоговые активы (п.п.8, 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).
      В каком размере включать задолженность в состав резерва?
      По мнению контролирующих органов, размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (Письма Минфина России от 03.08.2010 №03-03-06/1/517, от 09.07.2004 №03-03-05/2/47, от 07.10.2004 №03-03-01-04/1/68).
      Аналогичного мнения придерживается и Президиум ВАС РФ. Так, в Постановлении от 23.11.2005 № 6602/05 Суд указал, что сумма предъявленного покупателю НДС также отражается в составе дебиторской задолженности по результатам инвентаризации. Важно отметить, что если с одним и тем же контрагентом есть дебиторская и кредиторская задолженность, то налогоплательщик, по мнению Минфина РФ, должен произвести взаимозачет спорных сумм и включить в резерв по сомнительным долгам только сумму превышении дебиторской задолженности над кредиторской (Письмо от 06.08.2010 №03-03-06/1/528).
     Однако проведение зачета по общему правилу является правом, но не обязанностью сторон (ст.410 ГК РФ). А если встречные требования (дебиторская и кредиторская задолженность одного контрагента) неоднородны, зачет становится невозможным. В законодательстве понятие однородности не раскрывается.
      После создания резерва организация должна постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв, так как бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.
      Использование резерва. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст.266 НК РФ (п.4 ст.266 НК РФ).
      Безнадежным (нереальным к взысканию) считается долг, если выполняется одно из перечисленных условий (п.2 ст.266 НК РФ):
      1) истек срок исковой давности (ст.ст.196, 197 ГК РФ);
      2) обязательство должника прекращено:
      - из-за невозможности его исполнения (ст.416 ГК РФ);
      - на основании акта государственного органа (ст.417 ГК РФ);
      - в связи с ликвидацией организации (ст.419 ГК РФ).
      Подчеркнем, что для признания долга безнадежным достаточно наличия одного из указанных выше оснований, а не их совокупности. Например, истек срок исковой давности, нет необходимости дожидаться ликвидации должника или признания его банкротом (Письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/1/725).
      Если у вас есть несколько оснований для признания долга безнадежным, он признается таковым в период возникновения первого из таких оснований (Письмо Минфина России от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18).
      При этом налоговые органы не признают долг безнадежным и подлежащим списанию, если организация недостаточно полно провела работу по взысканию с должников сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Однако суды не поддерживают подобной точки зрения (постановления ФАС Поволжского округа от 17.06.2008 № А55-16490/07, от 10.06.2008 № А55-12909/07, Северо-Западного округа от 29.04.2008 № А56-14444/2007). Минфин России также высказывался за то, что списать по истечении срока исковой давности нереальную задолженность можно, не предпринимая мер, направленных на урегулирование долга (письма Минфина России от 21.02.2008 № 03-03-06/1/124, от 30.09.2005 № 03-03-04/2/68).
      Актами государственного органа, на основании которых прекращается обязательство, могут быть, например, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения по исполнительному документу и постановление об окончании исполнительного производства. Задолженность учитывается в составе расходов в периоде получения акта (постановления) (Определение ВАС РФ от 07.03.2008 № 2727/08).
      С этим в последнее время согласился и Минфин России. Согласно Письму Минфина России от 12 апреля 2010 г. № 03-03-05/80 в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю. Данный факт пристав-исполнитель отражает в акте, который утверждается старшим судебным приставом, и выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
      Обращаем внимание, что с учетом позиции Минфина России и сложившейся судебной практики отраслевая организация не вправе списать во внереализационные расходы по налогу на прибыль суммы дебиторской задолженности в связи со смертью должника — физического лица без предъявления требования об уплате долга к наследникам, за исключением случаев, когда исполнение обязательства неразрывно связано с личностью должника (Письма Минфина России от 18.01.2010 № 03-03-06/1/8, от 28.09.2009 № 03-03-06/1/622; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2008 № А58-170/06-Ф02-6199/08).
         Безнадежным считается также задолженность физического лица, если установить местонахождение должника лица невозможно, и исполнительный лист возвращен организации без исполнения по постановлению судебного пристава-исполнителя. При этом в постановлении указано, что имущество, на которое допустимо обращение взыскания, не выявлено и выявить его не представляется возможным, так как установить фактическое местонахождение должника не представляется возможным. Данную позицию подтверждает судебная практика и письма Минфина России (Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2007 № Ф09-8971/07-С3; Письма Минфина России от 25.11.2008 № 03-03-06/2/158, от 05.12.2008 № 03-03-06/2/163 и от 30.03.2009 № 03-03-06/1/199). Но, несмотря на положительную официальную позицию Минфина России и судебную практику, риски претензий со стороны налоговых органов остаются.
      Списать задолженность за счет резерва в бухгалтерском учете возможно, только когда резерв был создан именно по задолженности конкретного контрагента. Если же такой резерв не формировался, соответствующая задолженность списывается непосредственно на убытки.
      Согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета списание долга не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
      Отражение в бухгалтерском учете. В бухучете отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п.11 ПБУ 10/99).
     Для обобщения информации о создании резервов по сомнительным долгам предусмотрен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». На сумму создаваемого резерва в бухгалтерском учете организации отражается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.
      Операции по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам отражаются в учете проводками:
     - Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» — создан резерв на сумму задолженности, признанной сомнительной;
      - Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность за счет резерва;

     - Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов» отражена за балансом списанная в убыток задолженность;
     - Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — списана на финансовый результат в составе прочих расходов оставшаяся сумма долга в части, превышающий резерв, при недостаточности величины созданного резерва;
     - Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 91»Прочие доходы и расходы» — неиспользованные суммы резерва присоединены к финансовому результату.
      Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (п.70 Положения № 34н).
      Одновременно со списанием неиспользованного резерва, сформированного в конце прошлого года, проводится процедура создания аналогичного резерва по итогам текущего отчетного года. Если ситуация с погашением долга и финансовым положением должника существенно не поменялась по отношению к прошлому году, то сомнительные долги вновь могут быть включены в резерв в той же сумме, что равнозначно переносу неиспользованного резерва на следующий год, но следует ежегодно пересматривать и подтверждать результатами инвентаризации обоснованность его создания.
     Отражение резерва в бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строкой не показывается, суммы дебиторской задолженности отражаются за вычетом размера начисленного резерва (п.35 ПБУ 4/99). Плюс ко всему стоит отразить резерв в пояснительной записке к балансу.
      Создание резервов повышает уровень достоверности бухгалтерской отчетности, поскольку позволяет отразить сомнительную дебиторскую задолженность в соответствии с реальной вероятностью ее получения.
      Налоговый учет резерва по сомнительным долгам.
      Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете по-прежнему является правом, а не обязанностью налогоплательщика (п.3 ст.266 НК РФ).
      Резерв по сомнительным долгам могут формировать только компании, определяющие доходы и расходы методом начисления (пп.7 п.1 ст.265 НК РФ). Ст.266 НК РФ не устанавливает требования отражать создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике для целей налогообложения. Поэтому при соблюдении всех иных правил ст.266 НК РФ суды признают правомерным создание и использование резерва и без указания на это в учетной политике (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 № А56-12980/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 № А79-3573/2007).
     Однако, чтобы избежать споров с контролирующими органами, советуем все же предусмотреть возможность и порядок формирования резерва в учетной политике.
      Так как ст.266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам, решение о создании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик может принять не только с начала нового налогового периода, но и с начала любого отчетного периода (Письмо Минфина России от 23 октября 2008 г. № 03-03-06/1/597; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу № А21-1369/2006; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 № А56-26468/2006 и от 15.06.2007 № А21-1369/2006).
      Формирование резерва в налоговом учете имеете отличия от бухгалтерского учета:
      1) резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за ЖКУ.
      По мнению Минфина России не является сомнительной задолженность:

      - по предоплате, если поставщик не отгрузил товар (Письма Минфина России от 17.06.2009 № 03-03-06/1/398, от 07.10.2005 № 03-03-04/1/257, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2007 № Ф04-5218/2007(36844-А67-37));
     - по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письма Минфина России от 23.09.2010 № 03-03-06/1/612, от 19.03.2010 № 03-03-06/2/52);
      - по договорам займа и договорам уступки права требования (Письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318).

       2) Под сомнительную задолженность подпадают строго не погашенные в сроки долги. А предположения о том, расплатится контрагент или нет, значения не имеют.
      Поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании ст.11 НК РФ в целях формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
        Проверку условий по созданию (перерасчету) резерва сомнительных долгов, по мнению налоговых органов (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2006 № 20-12/22197), а также Минфина России (Письмо от 16.11.2006 № 03-03-04/2/245), следует совершать на конец каждого отчетного и налогового периодов, то есть:
        – четыре раза в год для отраслевых организаций, которые в соответствии с требованиями ст.285 НК РФ ведут расчет налога на прибыль поквартально;
       – двенадцать раз в год для отраслевых организаций, отчетным периодом по налогу на прибыль для которых является месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
        Размер резерва по сомнительным долгам. В отличие от бухгалтерского учета размер отчислений в резерв по сомнительным долгам в налоговом учете зависит от периода просрочки:

     

    Срок возникновения сомнительного долга

    Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга

    Более 90 календарных дней

    100

    От 45 до 90 календарных дней (включительно)

    50

    Менее 45 календарных дней

    0

     

      Стоит отметить, что срок 90 или 45 дней, определенный п.4 ст.266 Налогового кодекса, отсчитывается не с даты возникновения задолженности, а с момента, когда она стала сомнительной, т.е. истек срок погашения по договору (п.1 ст.266 НК РФ, п.70 Положения по учету).
      Рассчитанную таким образом сумму резерва нужно сравнить с предельной величиной, которая составляет 10% от выручки того же отчетного (налогового) периода. В резерв включается наименьшая из двух сумма.
      Необходимо обратить внимание на то, что совокупная сумма перенесенного и вновь созданного резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода (Письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165; от 16.11.2006 № 03-03-04/2/245).
      Учет резерва в целях налогообложения прибыли. Определенная вышеуказанным образом сумма отчислений учитывается в составе внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п.3 ст.266 НК РФ).
      Исходя из позиции Минфина и налоговиков, списание в состав внереализационных расходов безнадежных долгов, признаваемых таковыми согласно ст.266 Налогового кодекса, производится в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они признаны безнадежными, в частности, когда истек срок исковой давности или организация-должник ликвидирована (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.08.2006 № 20-12/74624, Письмо Минфина России от 20.06.2005 № 03-03-04/1/9). Правомерность же списания задолженности в более поздние периоды придется доказывать в суде.

      Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта действий налогоплательщика в случае, если в отчетном (налоговом) периоде резерв использован не полностью (конкретный порядок следует прописать в учетной политике).
      1) Сумма резерва, не полностью использованная на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:
      - если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде;
      - если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
      2) Остаток неиспользованного резерва не переносится на следующие отчетные (налоговые) периоды. В этом случае на конец отчетного (налогового) периода сумма неиспользованного резерва восстанавливается и отражается в составе внереализационных доходов на основании п.7 ст.250 НК РФ. Сумма вновь создаваемого резерва не корректируется.
      Согласно последним разъяснениям Минфина России, в случае если задолженность не участвовала при формировании резерва, то данная сумма безнадежного долга в полном размере учитывается в составе внереализационных расходов (убытков) (Письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744). Поддерживают финансовое ведомство и некоторые арбитражные суды (например, Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2008 № Ф09-2606/08-С2).
      Отметим, что, если в текущем отчетном (налоговом) периоде резерв вообще не использовался на покрытие безнадежных долгов (по причине их отсутствия), на следующий отчетный (налоговый) период можно перенести всю сумму резерва, корректируя вновь созданный резерв в порядке, изложенном выше (Постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2009 № А48-3740/08-17).
      ПРИМЕР расчета суммы отчислений в резерв
      По состоянию на 31 марта по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за I квартал организация выявила следующие сомнительные долги:

      - задолженность заказчика за выполненные подрядные работы в размере 106 200 руб., в том числе НДС 16 200 руб., срок платежа по договору — 13 декабря 2010 г. (долг № 1);
      - задолженность покупателя за поставленные товары в размере 47 200 руб., в том числе НДС 7 200 руб., срок платежа по договору — 26 января 2011 г. (долг № 2);
      - задолженность принципала по агентскому договору в размере 50 150 руб., в том числе НДС 7 650 руб., срок платежа по договору — 03 марта 2011 г. (долг № 3).
        Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) по итогам I квартала составила 1 120 000 руб.
        Необходимо рассчитать сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам на I квартал.
        Решение:
        1. Найдем расчетную сумму отчислений в резерв (РСО).

    Номер долга

    Сумма  долга, руб.

    Срок  платежа  по договору

    Срок долга по состоянию на 31 марта, количество календарных дней

    Процент отчислений в резерв

    Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 × гр. 5)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    № 1

    106 200

    13 декабря 2010 г.

    более 90

    100

    106 200

    № 2

    47 200

    26 января 2011 г.

    от 45 до 90

    50

    23 600

    № 3

    50 150

    03 марта 2011 г.

    < 45

    0

    0

    Итого за I квартал

    129 800


        2.Определим предельную сумму отчислений в резерв (ПСО):
        1 120 000 руб. × 10% = 112 000 руб.
        3.Сравним расчетную сумму отчислений (РСО) с предельной суммой отчислений (ПСО):
        129 800 руб. > 112 000 руб., поэтому на внереализационные расходы по итогам I квартала относится предельная сумма отчислений в резерв в размере 129 800 руб.
        Если в бухгалтерском учете все рассматриваемые долги признаны сомнительными и по ним в полной сумме создан резерв, то в учете образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового актива в размере 18 310 руб. (((106 200 руб. + 47 200руб. + 50 150 руб.) – 112 000 руб.) × 20%) (п.14 ПБУ 18/02). В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
        Выводы
        1. Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и для целей налогообложения формируются независимо друг от друга. Создание резерв в налоговом учете является правом налогоплательщика, а в бухгалтерском — с 2011 г. это обязанность.
        2. Если при наличии сомнительной задолженности отраслевая организация не формирует резерв по такому долгу, то отсутствие документов, подтверждающих высокую вероятность погашения задолженности (правомерность отсутствия резерва), может послужить основанием для привлечения главного бухгалтера к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.
        Для привлечения главного бухгалтера к административной ответственности за искажение строки бухгалтерской отчетности необходимо, чтобы искажение составило не менее 10% от общей суммы дебиторской задолженности (нераспределенной прибыли (непогашенного убытка)).
        3. Формирование резерва в бухгалтерском учете повышает уровень достоверности бухгалтерской отчетности. Данный факт особенно актуален для управляющих компаний и организаций коммунального комплекса в свете Постановлений Правительства от 30.12.2009 № 1140 и от 23.09.2010 № 731, так как финансовые показатели бухгалтерской отчетности отражают реальное положение дел организации.
        4. При исчислении налога на прибыль резервирование сомнительных долгов позволяет получить отсрочку по уплате налога на прибыль, что позволяет сэкономить оборотные средства, поскольку с суммы сомнительного долга налог на прибыль уплачивается только тогда, когда граждане и организации полностью рассчитывается за предоставленные ЖКУ (п.7 ст.250 НК РФ).
    Эксперт ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» О.Ю. Федосеева




    Дата изменения: 20.09.2012 15:39:11

Возврат к списку